Важную роль в жизни казачьего народа всегда играла христианская православная вера, в особенности соблюдение православных праздников, совершение таинств и обрядов. Одним из важных праздников для казаков всегда была Пасха. Празднование Пасхи продолжается сорок дней, и в течение этого времени казаки и казачки обращаются с пасхальным приветствием «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!», желая друг другу Божьего благословения и благоденствия.
Традиции празднования Пасхи у казаков многообразны, их все нет возможности описать, так как, к примеру, донские казаки праздновали пасхальные дни согласно традициям Верхнего и Нижнего Дона.
Период подготовки к Пасхе символизировал время духовного и физического очищения. К концу Страстной седмицы хозяйки-казачки пекли куличи, красили яйца, готовили творожные «паски» (пасхи), пекли поросенка, наводили в «курене» порядок и чистоту. Яйца красили в цвета, имеющие особое символическое значение. Красный цвет символизировал кровь, огонь и солнце; голубой был символом воды и неба; зеленый обозначал весь растительный мир. Согласно представлениям предков, яйца были символом новой жизни, «паска» – деревом жизни, а поросенок – символом плодородия. В пасхальную ночь все отправлялись на всенощное бдение, а рано утром, после освящения куличей и яиц, обменивались ими и «христосовались». В пасхальные дни замечали природное ликование, когда солнце играло новыми красками. Поэтому после прохождения пути Великого поста и встречи радостных дней Светлой седмицы старались надеть всё новое и светлое.
После возвращения из церкви и освящения пасхальной пищи для «разговения» умывались водой, освященной красной «крашенкой». Умывание такой водой давало красоту и здоровье.
Для казаков Светлое Христово Воскресение почиталось самым радостным и главным праздником в году. В первый день Пасхи был семейный праздничный обед с пирогами и мясом. Праздновали Светлую Пасху согласно общерусской традиции, но вносили и черты своей казацкой жизни. Станицы и хутора гуляли всю Светлую седмицу, в течение которой было запрещено работать, т.к. в эти дни надо было не только гулять и веселиться, но и проводить время в кругу семьи. Молодежь частенько собиралась на свои посиделки. Такая традиция семейного торжества была особенной в казачьей среде.
Особенно важным в праздник Пасхи считалось общение с предками. Казаки относятся к предкам с особым уважением и глубоким почтением. В разных регионах казаки в пасхальные дни почитали «родителей» по-разному, но одно является общим для всех – это слова «Христос Воскресе!» на могиле предков. Во многих регионах среди казаков считалось, что в субботу перед Пасхой предки приходят к своим потомкам в гости и присутствуют до «проводов», которые совершались через неделю: во вторник, на «Радоницу», или в понедельник перед ней. В этот день в разных казачьих поселениях совершали поминальные тризны, шли на кладбище, раздавали «на помин» еду и сладости, провожая души усопших родичей со словами «Христос Воскресе!».
Пасхальные традиции и обряды были, есть и будут всегда наследием наших предков и ярким примером богатства культуры казачьего народа. Именно поэтому, придерживаясь веры православной и памяти наших дедов, казачество и сегодня живет в преданиях и хранимых традициях, передаваемых из поколения в поколение.
В праздник светлой Пасхи, казаки Краснодонского юрта, приняли участие в охране общественного порядка в девяти православных Церквях и Храмах города Краснодона и Краснодонского района.
http://xn--80aaaaruqddxbkbxq.xn--p1ai/index.php/istoriya-vozrozhdeniya-donskogo-kazachestva/218-kak-kazaki-paskhu-prazdnuyut#sigProGalleria5f4622e76e
В прекрасный весенний день Светлого Христова Воскресения, каждый может почувствовать себя частью чего-то чудесного и вечного. Ведь отметить Пасху — большая честь. Это значит соприкоснуться со святой историей – возможно, главным событием в истории человечества.
Пресс – секретарь Краснодонского юрта
Оксана Мирович