В предсвадебном общении казачьей молодежи важную роль играли всевозможные сборища, которые устраивались в свободное от полевых и иных работ время. В разных местностях они именовались по разному: «сиделки», «сиделушки», «вечеринки», «улицы» и т.д. Станичные юноши и девушки имели возможность провести свой досуг без строгого надзора старших, развлечься, попеть и потанцевать, на подобных сборищах завязывались знакомства и рождались симпатии, молодой казак мог присмотреть себе невесту.
На «Сиделки», «посиделки» или «сиделушки» собирались по вечерам в зимнее или осеннее время, как правило, в доме у вдовы или одинокой старухи.
Девушки приходили с рукоделием: шитьем, вышивкой, вязанием и т.д. Приходившие на «сиделку» парни развлекали юных казачек песнями, играми, плясками, а заодно присматривали для себя невест, обращая внимание на ловкость и умение девушки в работе, на ее нрав и поведение. «Девушки проводят свободное время следующим образом: собираются они к одной из подруг или к какой-нибудь вдове, прядут шерсть, шьют, вяжут шерстяные чулки, поют песни, играют на гармонике, танцуют, играют в фанты и соседи.
Такие собрания называются «сиденками». На сиденки приходят парни, играют в карты; девки тоже, поработав, принимают участие в игре, а к свету или девки, или хозяйка дома, если она не старуха, начинают готовить ужин. Ужин готовится в складчину. Каждая девушка, идя на сиденку, несет что-нибудь». «Посиделки устраиваются таким образом: несколько девушек, предварительно сговорившись между собою, собираются ночью в просторную хату какой-нибудь вдовы-бобылки и здесь проводят время до утра.
Каждая из девушек приносит с собой сюда какую-нибудь ручную работу. Работа тут спорится до поры до времени. Как только явились на сцену парни, всякие работы сейчас же прекращаются, начинаются игры, танцы, пение». «В течение всей зимы во многих станицах и хуторах бывают «сиделки» или «сиделушки», на которые собираются девушки по вечерам «вместе работать». Такие собрания бывают у какой-нибудь вдовы или одинокой женщины, которая предоставляет в распоряжение молодежи свою хату, с тем, чтобы гости на свой счет приносили свечи. В благодарность своей хозяйке девушки моют ей хату и пособляют ей в работах.
Собираясь сюда, девушки приносят с собой яйца, хлеб, цыпленка и делают общую складчину. Сюда же приходят молодые казаки с водкой. Девушки работают, а казаки веселят их шутками и песнями». …проводя там (на посиделках) долгие зимние вечера с любимой девушкой, парень заранее узнает как ее недостатки, так и все хорошие и дурные стороны ее характера. « … проводя там (на посиделках) долгие зимние вечера с любимой девушкой, парень заранее узнает как ее недостатки, так и все хорошие и дурные стороны ее характера.
Выбрав, таким образом, себе подругу жизни, казак не покидает ее, как тень, следует за ней, наблюдая за всеми ее действиями; это, большей частью, не ускользает от глаз товарищей и старших, которые в качестве блюстителей порядка так же проводят зимние вечера в кругу веселящейся молодежи». Помимо «сиделок» существовали так же «вечеринки», которые отличались от первых тем, что проводились в доме невесты в период длительной подготовки к венчанию, которое могло занимать несколько недель.
«Деревенские парни знакомятся и ближе сходятся с девушками на так называемых вечеринках. Вечеринка, деревенский бал, устраивается, по здешнему этикету, 2-3 раза за время одной свадьбы. И непременно в доме невесты накануне праздника. На вечеринках парни танцуют с девушками, заводят игры, различного рода забавы»
Ст. Верхнеуральская, фото, 1904 год
В ряде станиц существовала практика ночевки молодежи после вечеринки в доме невесты. Казак мог заночевать с понравившейся ему девушкой на одной пастели, при этом правила добрачного воздержания в большинстве случаев соблюдались неукоснительно. Казак мог заночевать с понравившейся ему девушкой на одной пастели, при этом правила добрачного воздержания в большинстве случаев соблюдались неукоснительно. «Благопристойность на вечеринках соблюдается весьма строго.
Соблюдение нравственной чистоты слишком глубоко лежит в сознании здешней девушки, так как, в случае ее падения, на нее обрушится общественное презрение; она уже не сможет выйти замуж за казака» [6]. « … избранные из парней остаются ночевать с девушками, а остальные уходят по домам. В это время парни намечают себе невест» [7]. «Обычай этот установлен веками, и родители не видят в таком поведении детей ничего предосудительного, идущего в разрез с понятием о нравственности и целомудрии. Нужно к чести молодых людей сказать, что влюбленная пара редко увлекается и переходит границы выработанных обычаем отношений» [8].
И на «вечеринках», и на «сиделках» молодежь забавлялась песнями, танцами и всевозможными играми: в фанты, «кошки-мышки» и «море волнуется» (ст.Науркая), в «стучку» и в «кумовья» (ст.Слепцовская) и т.д. Многие игры были «целовальными», т.е. на поцелуй. И на «вечеринках», и на «сиделках» молодежь забавлялась песнями, танцами и всевозможными играми: в фанты, «кошки-мышки» и «море волнуется» (ст.Науркая), в «стучку» и в «кумовья» (ст.Слепцовская) и т.д. Многие игры были «целовальными», т.е. на поцелуй.
На «вечеринках» и «девичниках» (девичник – вечер в доме невесты накануне венчания) нередко разыгрывали жениха и невесту, а так же приглашенных в гости молодоженов. К слову, мужья и жены на первом году семейной жизни еще могли посещать молодежные сборища и принимать участие в забавах наравне с неженатыми друзьями и незамужними подружками.
Целовальная игра / кадр из фильма «Казаки» (Мосфильм, 1961)
На Дону помимо всего прочего существовал еще один способ общественного времяпрепровождения – «улицы», куда собирались люди разных возрастов, включая молодежь. «Осенью или весною, когда у казаков меньше работы, а также и в праздники, все население собирается то в одном, то в другом месте станицы или хутора. Эти собрания и называются улицами.
Старушки и замужние женщины усаживаются в сторонки и ведут с соседками степенную беседу, казаки постарше тоже собираются в кучку в стороне и толкуют о своих делах; а молодежь обоего пола веселится особо: поет песни, водит хороводы, играет в разные игры и т. п.» [9]. Вождение хороводов практиковалось повсеместно: на Дону, на Кубани, на Тереке, в Сибири.
В них принимала участие исключительно неженатая и незамужняя молодежь – иногда одни только девушки, а в некоторых случаях (как, например, на Красную Горку) к ним присоединялись парни. Вождение хороводов начиналось на Пасху и заканчивалось к осени. Вообще взаимоотношения станичной молодежи отличались относительной свободой.
Мальчики и девочки сызмальства росли вместе, участвовали в совместных играх и шалостях, а, повзрослев, проводили совместный досуг без особых препятствий со стороны взрослых. И, несмотря на то, что последнее слово при выборе жениха или невесты, стояло за родителями, всё же на молодежных сборищах и забавах, юные казаки и казачки имели возможность выбрать себе по сердцу будущих мужа или жену.
Пресс-секретарь Краснодонского юрта
Оксана Мирович