Сегодня казачество в России возрождается, как и Церковь, как и вся наша страна. Но только с Богом в сердце, с каждод

21 сентября казаки Краснодона приняли участие в праздничном шествии, посвященном 105-летию города Краснодона. Одни

Одна из первых статей о Донском казачестве первого после возрождения казачества, Атамана Сорокинского Юрта станицы Гундоровская Герасимова Владимира Александровича)

«Нет хутора, где не было бы расстрелянных по 5, 10, 15, человек… Дон застыл в зловещем молчании, не веря своим глазам, что люди способны быть похожими на зверей. Жестоко и зло надругались на Урале и на Дону над всем, что было освящено веками в казачьей трудовой семье: над трудом человека, над его религией, над его обычаями и верой отцов, над правдой, над свободой слова, над братством и равенством людей. Вот что подняло общее восстание на Дону в марте и апреле 1919 года»

 

Нельзя без волнения читать эти строки. Всю жизнь нас убеждали, что казаки – изначальные враги Советской власти и верные слуги царя. Да нет же! Ведь они же восстали не за царя (его уже не было), не за буржуев, а за себя – в ответ на репрессии. Ведь казаки были не только воины, но, прежде всего крестьяне, любящие землю, крестьянский труд.

По статистике, до революции на Дону из десяти казачьих хозяйств восемь были крепкими, зажиточными, два хозяйства из десяти - были бедными.

Основными причинами бедности, на мой взгляд, следующие:

Если в казацкой семье рождались дочери, на них землю не давали (на наш современный взгляд – не справедливо, конечно, но так было).

Вторая причина, когда казак сдавал свою землю в аренду, а платы за нее не всегда хватало, если семья большая, да если еще сам – любитель веселой жизни.

Были еще и такие, у которых в семье одни девчата, да еще и земля в аренде. Надел земельный на казака в Донецком округе равнялся, кажется, пяти гектарам. Это по нынешним временам, да, пожалуй, в прошлом не мало, а по мере рождения сыновей надел увеличивался. Только работай. И большинство еще как работали! А вот сдача земли в аренду отрывала казаков от земли, лишала нравственности хлебороба.

Конечно, каждую конкретную судьбу в эту схему не втиснешь. Но основная суть такова. Вот этот не значительный процент казаков и пошел за лозунгом «Кто был ни чем, тот станет всем» Ибо представилась возможность безнаказанно взять чужое и перераспределить в свою пользу.

…Теперь с позиции времени, жизненного опыта, анализируя прочитанное, и услышанное еще в детстве от бабки, матери и других родственников, я пытаюсь объективно, без предвзятости, но и без розового восторга глянуть на жизнь и борьбу своего деда по материнской линии Исаева М.И. – комиссара Сорокинского ревкома. Он имел пять дочерей и сдавал свой земельный надел в аренду.

Основные заботы, по содержанию семьи, таким образом, легли на плечи его жены, а моей бабушки Ирины. Благо, что она была хорошей белошвеей, поэтому жили они более - менее справно. Все это я знаю из рассказа моей матери, которая была старшей из дочерей Исаева.

Не могу знать, конечно, какие думы в пути дороги привели моего деда в революцию. Стремление стать «всем, когда был ни чем» или святая мечта о всеобщем счастье… Не знаю так же, что бы он сказал сейчас, увидев итоги той мечты, за которую принял смерть. Мир его праху. Не надо тревожить мертвых. А послереволюционная история казачества известна. Такой факт. В музее «Молодая Гвардия» экспонируется выставка, посвященная 45-летию Победы в Великой Отечественной войне. В разделе, где представлены краснодонцы, воевавшие на фронтах с фашизмом, кажется, нет ни кого из коренных жителей.

Разве расказаченные казаки не воевали? Воевали ! И можно было представить десятки казаков – фронтовиков с множеством боевых наград. В этом я тоже вижу забвение казачества. Как и в том, что среди руководящих работников, особенно на первых ролях, крайне редко встречаются потомственные казаки. Уничтожив казачество, уничтожили и настоящих хозяев этой земли.

Вот еще один «музейный» факт. На стенде, где представлены участники восстановления шахт в Краснодоне, в центре есть фотография трудовой книжки (сразу оговорюсь, что к владельцу этой книжки у меня нет ни каких претензий, как нет желания его обидеть – Боже упаси! ). Поразило меня вот что. В графе – должность – записано «Ответственник» ( Для справки: ответственниками называли людей руководящего состава, которые не имели специального образования и назначались руководителями после окончания соответствующих курсов, так как специалистов не хватало).

Значит еще идет война, а в освобожденных от немцев районах воссстанавливают шахты, заводы, фабрики, колхозы… кто их поднимает из руин ? Известно – женщины и подростки. А ответственники ими руководят! Неужели именно они заслужили большую часть, чем те, кто непосредственно делал дело?

Ответственники военной поры, возможно, были необходимы, так как дефецит кадров диктовал свои условия. Но суть не в этом, а в том что принцип некомпетентности руководства остался надолго. Ведь еще совсем недавно стоило горняку по образованию стать во главе горкома, как он получал незыблемое право указывать и приказывать строителям, медикам, транспортникам…

Так и решались вопросы без должного изучения, прогноза, хозяйского глаза. Не поэтому ли построены города – спутники Суходольск и Молодогвардейск на хорошем черноземе, бывших земельных наделах казаков?Уничтожили тем самым пашни и превратили ближайшие балки в свалки мусора. А ведь можно было строить в черте города Краснодона, благо неудобий вокруг предостаточно, но использовать их стали по строительство жилья в восьмидесятые годы.

Возвращаясь снова в прошлое, хочу добрым словом вспомнитьинтеллигенцию хутора Сорокино. Они были настоящими нравственными людьми. Я перечислю учителей, которые учили моих родителей рождения 1904 и 1905 годов, сестру, брата и меня, младшего 1937 года рождения. Знаю, что они учили молодогвардейцев. Это они учили их добру и преданности Отчизне.

Бывшие учителя СШ № 6 Иван Алексеевич Тарарин – словесник, Яков Филиппович Изванин – географ, Николай Петрович Фролов – физик, супруги Львовы – Никифор Тимофеевич и Антонина Ивановна… С большой теплотой вспоминают старожилы Первомайки фельдшера Ивана Павловича Изварина, который мне казался доктором из Чеховских рассказов. Все они были людьми большой душевной нравственности, с великой верой в добро. Их образованность была высокой, речь была очень рассудительной, очень правильной, не засорена бранными словами, чего не скажешь о наших современниках, где мат в разговоре стал обычным явлением, независимо от степени образованности и занимаемой должности.

Напомню, что границы бывшей области Войска Донского, в местах нашего проживания. От села Давыдо – Никольска (бывший хутор Манохино) и до хутора Батырь в сторону Свердловска, включая села Липовое, Дружное, территории нынешних городов Суходольска, Молодлгвардейска, села Таловое, Верхняя Шеверевка, Нижняя и Верхняя Деревечки - все это в пределах нашего района на границе с Ростовской областью. Проживало здесь население донских казаков, хутора которых входили в юрт станицы Гундоровской.

После гражданской войны земли казачьи рвались на куски. Часть отошла Воронежской и Волгоградской областям, часть Украине. Началось повсеместное изменение название станиц и хуторов, процесс этот продолжается, и по сей день. Кто и зачем, например, украинизировал Верхнюю Герасимовку, которая стала – Верхней Гарасимовкой? Кстати, произошло изменение совсем не давно, в начале восьмидесятых годов. К сожалению, не смог я узнать, в каком году и на каком основании произошло изменение в названии хутора Манохино.

Большая часть населения района проживают в городах Краснодоне, Мологвардейске, Суходольске. Население в основном приезжее. Плохого ни чего в этом нет. Растут города – приезжают люди, все нормально, но в этой массе совсем затерялось коренное население. Но совсем не потому, что много приезжих. Его умышленно затеряли. Затеряли его самобытность, его уклад жизни, формировавшийся веками, его славную старину.

Уничтожалась песня казачья, фольклор, культура. В вину моему поколению старики наши ставят названия песен казачьих, что не играем мы их, как они в былые времена. Мое поколение еще помнит рассказы наших отцов, когда они пели казачьи песни при закрытых ставнях: не дай, Бог, что бы услышал посторонний – греха не оберешься. Это из рассказов матери о моем отце (а прожил он короткую жизнь, всего 36 лет). Больше всего он боялся своего происхождения, тем более один из его дядей был казачьим полковником. По тем временам он мог только за это поплатиться жизнью. Незаметна и сегодня забота о сохранении, скорее возрождении казачьей культуры.

В 1974 году Ростовское издательство выпустило книгу И. Чегузина о замечательном собирателе казачьих песен на Дону. А.М. Листопадове (1873 – 1949 г.) Его собрание песен уникальное, есть там и песни Гундоровской станицы. Кто об этом знает в рай- и горотделах культуры? Если в 1960 – 1970 годах в ростовской и Волгоградской областях повсеместно создавались хоровые коллективы казачьей песни, у нас же в репертуаре хоров, существующих при ДК и РДК, казачьих песен и плясок не увидишь. Мне глубоко чужды национальные распри.

Очень хочу, что бы правильно меня поняли, ведь казаки - изначально интернациональный народ. Яне против украинской песни или грузинской лезгинки… Но на ряду с ними должно достойное место занимать и казачье искусство. Должны создаваться народные хоры казачьей песни. В создании их нужна помощь специалистов прирай - и гор – отделах культуры.

Примером может служить соседний Каменский район. Кстати, за последние месяцы 1990 года произошли, на мой взгляд, знаменательные события на казачьих землях Дона, Кубани, Урала. В г.Суровикино Волгоградской области создана ассоциация «Дон», которая будет осуществлять возрождение казачьего быта, фольклора, правды о казаках, будет способствовать возведению на народные пожертвования памятников нашим славным и не заслужено забытым предкам, в том числе – памятник Ф.К.Миронову. В Ростове-на-Дону создан казачий клуб с аналогичным названием. В Москве состоялся учредительный Большой круг Союза Казаков, где были представлены около восьмидесяти тысяч донских, кубанских, сибирских и других казаков. Все это вселяет надежду на возрождение лучших традиций казачества. Наверное, и нам краснодонским потомкам казаков, нужно объединиться в клуб землячества или пусть это будет иное название . Но мы могли бы способствовать возрождению правды о нашем славном прошлом, о нашей попранной чести. И в заключении хочу, что бы мое повествование не оставило равнодушными моих земляков.

Возможно, теперь кто – то по - другому посмотрит на мой гордый многострадальный народ и будет произносить слово «КАЗАК» с большим уважением. Как того он и заслуживает!

 

В. Герасимов

Перелистывая страницы былого

(часть 2)

Записки В. Герасимова

То, о чем я напишу, - выстраданное и наболевшее у нескольких поколений донских казаков. Трудно и больно писать об этом… Рассуждения мои по некоторым вопросам, возможно, субъективны, но в основном я постараюсь ссылаться на исторические документы, которые благодаря перестройке стали появляться в центральной печати.

Итак, небольшой экскурс в прошлое. Окончательное становление донского казачества завершилось в конце 15 века и начале 16 века. В этот период в России закончилось окончательное закрепощение крестьян, и те из них, кто не мерился с кабалой, бежали на Дикое поле (бассейн реки Дона). Дикое поле в то время не было подвластно России и постоянно подвергалось набегам нагайцев, крымских татар, турок. Выжить в таких условиях могли только смелые, отважные люди, для которых воля и свобода ценилась дороже жизни.

На протяжении остальных веков казаки были верными защитниками отечества на ее рубежах. Земля Донская обильно полита их кровью. Поэтому привилегии (не такие, кстати, уж и большие) были честно ими заслужены за их ратный труд. Приведу пример. В 1914 году на империалистическую войну Дон отдал 75 процентов своих сыновей , в то время как по всей России этот процент составил 40 (из справочника).

Зачем я все это вспомнил? Уже на моей памяти слово казак стало нарицательным. Часто произносилось, как ругательское, сродни «врагам народа». Мы жители Краснодонщины, довольно хорошо знакомы с историей возникновения и развития угольных разработок в нашем крае, формирование нового уклада жизни после Октябрьской революции. И как мало, почти ни чего – о коренном населении этого края, имя которому – донское казачество. Но в людской памяти, в семейных реликвиях живет эта малоизвестная, противоречивая, трагическая страница нашей общей истории и судьбы.

Еще бы! Семьдесят два года нам всем вдалбливали в головы, что казаки – «слуги царевы», что они – душители революции, а по сему лютые враги. Да так ли все однозначно? Февральскую революцию казачество приняло одобрительно, ведь не было ни одного выступающего против. А вот идеи Октябрьской революции, скорее даже не идеи, а практические действия эпохи военного коммунизма большинство казаков не приняло. Но могло ли быть иначе? Большевики посягнули на святая святых - землю, святую веру дедов и прадедов, доставшиеся им большой кровью.

Самые трагические события на Дону произошли в 1918 – 1921 годах. Именно тогда началось расказачивание на Дону, а попросту говоря - уничтожение казаков. Огромный вклад в осуществлении этой идеи внес Лев Троцкий, не без благословения конечно, и других руководителей партии большевиков.

(Здесь и дальше я буду ссылаться на журнал «Москва» за 1989 год, который опубликовал серию материалов по истории казачества).

Вот выдержка из статьи В.Натюшина «Не покаяние, но искупление» в номере четвертом. «Вспомним хотя бы компанию по расказачиванию на Дону, начавшуюся в 1919 году под руководством Троцкого. Она унесла около двух миллионов человеческих жизней. Население Дона, пред Октябрьской революцией, приближалось к четырем миллионам. На 15 марта же 1923 года осталось чуть больше полутра миллионов».

Еще пример, как воплощались директивы Я.Свердлова по расказачиванию. Привожу небольшую выдержку из письма М.В. Нестерова, командированного из Москвы в Донецкую область для организации Совпартхозов. Находился он в то время в станице Урюпинской.

«А расстрелы там были ужасные, ревтрибунал расстреливал казаков, стариков, иногда без суда, по донесению местного трибунала или по наговору соседей. Расстреливались безграмотные старики и старухи, которые еле волочили ноги, расстреливались казачьи урядники, не говоря уже об офицерах».

Все это, по словам местных властей, по инструкции Центра. Иногда в день расстреливали по 60 – 80 человек. Руководящим принципом было: «Чем больше вырежем, тем скорее утвердится Советская власть на Дону». Это из очерка Евгения Лосева «Трижды приговоренный» - о казаке станицы Усть-Медвединской, народном герое, любимце донских казаков, командарме второй конной армии Филиппе Кузьмиче Миронове.

Человек с трагической и немилосердной судьбой, убитом 2 апреля 1921 года в Бутырской тюрьме по приказу Льва Троцкого. В очерке Бирюкова «Трагедия народа» в двенадцатом номере журнала «Москва» на вопрос, кому надо было стравить рабочих и крестьян ряда губерний России, брошенных на истребление таких же тружеников Дона, Миронов отвечает: «За Красной армией шла другая армия – армия политических работников под различными наименованиями: ревкомов, особых отделов, политотделов, политических комиссаров, чрезвычайных комиссий, ревтрибуналов, и каждый из них был наделен правом расстреливать, казнить, резать…

Огульную ненависть к казачеству, яко бы контрреволюционную с младенческих пеленок, заслуженную далеко не всеми казаками, политическое руководство перенесло буквально на все население».

В. Герасимов