Основан музей в 2000 году, благодаря группе энтузиастов, потомков донских казаков. Пусть пока он не богат экспонатами, зато все они собраны на нашей земле, и хранят тайны сменяющихся эпох. Пожалуй, только эти безмолвные свидетели способны поведать о подлинной истории нашего родного края.
Музей расположен в г. Краснодон, по улице Ленинградской (р-н Первомайка), в старинном казачьем курене, который некогда принадлежал донскому казаку Изварину.
Хозяин дома канул, со всей своей семьей в безвестность в годы репрессий советской власти против донского казачества. Просторный дом, отобранный у Изварина, использовался под различные государственные учреждения и потерпел значительные изменения, но все же сохранил свою самобытность.
Построен он из тесанной вербы и оштукатурен изнутри и снаружи. Архитектурный стиль выдержан в лучших казачьих традициях – четырехскатная равносторонняя крыша, нижний полуэтаж, небольшая печь в середине дома, большая веранда. Вот только не сохранился узкий деревянный помост, который идет вокруг дома и служит для того, что бы удобно было закрывать ставни, расположенные довольно высоко. Вместо их на окнах теперь металлические решетки.
Такие дома можно довольно часто встретить в казачьих станицах Ростовской области, а в Краснодоне такой дом всего один. У входа в музей стоит каменная баба, найденная где-то в нашей степи местными археологами и ей, почти тысяча лет . А внутри музея находятся экспонаты, также найденные на Краснодонской земле. Это старинное казачье оружие – шашка, пика и ковалерийский карабин 1914 года; предметы казачьего быта – тяжеленные утюги, лошадиные хомуты, каменные жернова от ручной мельницы, массивные колеса от телеги, казачья одежда, картины, подаренные местными художниками.
С интересом я рассматривала портреты атаманов – людей, которые стояли у истоков возрождения донского казачества, возглавляли его во времена рассвета и упадка. Не менее интересной, чем экспонаты, оказалась беседа с Атаманом Анатолием Башкатовым.
Я услышала много того, о чем не смогла бы прочитать ни в одной книге, потому что это идет в разрез с официальной версией истории донского казачества и основания Краснодона:
- Анатолий Валентинович, а сохранилось ли что-нибудь от запорожского казачества Сороки, который основал наш город? - Я вообще не уверен, что запорожский казак Сорока существовал на самом деле, и имеет какое-либо отношение к основанию нашего города. Хутор Сорокин основал не он, а донские казаки станицы Гундоровской Всевеликого войска донского, Донецкого округа. А сама станица была основана в 1642 году.
У казаков было принято, при рождении каждому ребенку мужского пола из земель общего пользования, выделялся земельный надел площадью 10 гектар, таким образом, постепенно земли для всех стало не хватать. Поэтому и основали они в 1820 году хутор Сорокин и стали пользоваться близлежащими землями. Кстати говоря, у донских казаков было принято станицы называть в женском роде, а хутора в мужском. Вот так и появился хутор Сорокин -
Как и когда появились первые казачьи поселения в наших местах?
- Первые упоминания о казаках относятся еще ко временам Золотой Орды. Казаки были не беглыми холопами, которые от притеснений помещиков и крепостного права стекались на Дон, они появились гораздо раньше. Это были остатки воинственных кочевых племен берендеев, гузов, кавуев. Эти кочевые племена в свое время обитали в районе Северского Донца, и по Дону и Волге и были недовольны притеснением со стороны Киевских князей, поэтому выступили на стороне татаро-монгол. А после падения татаро-монгольского государства – Золотой Орды – их остатки рассеялись вдоль Дона и Северского Донца. Они – то стали основой донского казачества. Вы посмотрите, ведь в большинстве своем донские казаки имели не европейскую внешность. Черноволосые, черноглазые с резкими чертами лица, одетые в кафтаны, напоминающие татарские халаты – ничего славянского в них не было. Это потом они ассимилировались с бежавшими от крепостного права русскими и украинскими крестьянами. А первые станицы – Гундоровская, Митякинская, Каменская, Трехизбенская, Луганская в наших местах стали появляться в конце семнадцатого - начале восемнадцатого века на левом берегу Северского Донца.
Станицу Гундоровскую постоянно топило во времена весеннего паводка, поэтому в 1740 году ее перенесли на более высокое место – на правый берег Северского Донца.
-Расскажите, какие были выдающиеся события, связанные с донским казачеством и нашим краем?
- В станице Трехизбеннаяя , которая расположена в 50-ти километрах от Луганска родился Кондратий Булавин, один из атаманов донского казачества. В своем личном владении он имел соляные копи, которые были расположены на территории современного Артемовска. Соль в те времена имела цену золота, и Петр Первый решил их отобрать. И тогда Кондратий Булавин поднял казаков на бунт, который был жестоко подавлен.
Станицы Митякинская, Гундоровская, Трехизбенская, Каменская были сожжены дотла, а все казаки убиты, а те, что не погибли в бою, были повешены солдатами Петра. Плоты с виселицами и болтающимися в них трупами донских казаков были пущены вниз по течению Северского Донца. А земли, принадлежащие этим станицам, по правому берегу реки, были проданы Петром Первым полковнику Шидловскому, возглавившему украинские полки, которые выступали на стороне России в войне со шведами.
Кондратий Булавин был убит в станице Старочеркасской в своем же доме казачьей верхушкой. В свое время он расправился с законноизбранным атаманом и узурпировал власть, когда наступил момент смуты, ему отомстили свои же.
- Какую роль играет современное казачество в общественной и политической жизни и есть ли перспективы по его возрождению?
- В свое время казачьи поселения на окраинах Российского государства, выполняли роль форпостов. Донские, Кубанские (запорожцы, переселенные российской императрицей Екатериной Второй на Кубань для защиты южных границ), терские, яицкие казаки защищали отечество на его рубежах. Протяженность границ современной России 60 932 километра, для их охраны необходимы огромные затраты, поэтому программа по возрождению казачества ведется на государственном уровне.
В Украине подобной государственной программы, к сожалению пока нет. Исключительно на добровольных началах мы занимаемся охраной общественного порядка во время массовых мероприятий, таких например, визит Патриарха Кирилла в Луганскую область. Охраняем и архитектурные памятники православия, занимаемся сбором средств для возрождения церквей и строительства храмов. Мы создали в Краснодоне музей донского казачества, что бы потомки наши знали историю родного края и какого они рода племени.
Анна Ермакова