В восточной части Краснодона, не далеко от небольшого поселка Грачевника, где когда-то располагалась центральная усадьба колхоза «Пятилетка», вверху над кладбищем находится
известковая стена, сложенная под углом 60 градусов из блоков разной величины правильной формы. Общая длина стены 200 метров. Она известна многим поколениям Краснодонцев и является неотъемлемой частью окрестного пейзажа.
Шли годы, десятилетия, столетия… Наступило уже второе тысячелетие. На Луганщине к этому времени усилиями ученых, археологов были выявлены около 10 тысяч исторических и археологических памятников. И среди них «вторая китайская стена», как успели ее окрестить в 2006 году в средствах массовой информации.
О Краснодонском уникуме впервые написала в сентябре 2006 года «Комсомольская правда». Поводом к публикациям о находке послужил 5-й Международный Картамышский семинар, который в июле 2006 года проводился в селе НовозвановкаПопаснянского района, куда съехались археологи Украины и России. Среди ученых был заместитель директора института памятнико-охранных исследований Министерства культуры и туризма Украины В. И. Клочко. Последние годы Виктор Иванович изучает памятник национального значения «Мергелеваягряда», обнаруженный в окрестностях Исаковского водохранилища, что вПеревальском районе.
Демонстрируя снимки объектов, похожих на настоящие пирамиды, вдруг вспомнили о тех, которые 20 лет назад привез вЛуганский краеведческий музей кто-то из Краснодонцев.
Заинтересовавшись находкой, ученые выехали в Краснодон.
При осмотре стены, которую в шутку назвали «Китайской», мнения ученых разделилось.
В. И. Клочко увидел в известковой стене определенные строительные приемы, и отнес ее к рукотворным. У кандидата исторических наук, преподавателя Луганского педуниверситета К. И. Красильникова сложилось другое мнение, он утверждал, что гряда идет по системе закономерного формирования Донецкого Кряжа и можно предположить ее естественное происхождение.
И вот, что бы внести ясность, Краснодонский городской Голова Ю. Б. Баклагов, направил письмо в институт геохимии окружающей среды Национальной Академии Наук Украины, с просьбой направить в Краснодон специалиста для научной консультации.
29 октября 2008 года в Краснодон приехал научный сотрудник, кандидат геолого-минералогических наук В. И. Маничев.
Он побывал на месте каменного объекта, отобрал пробы горных пород и почв с последующим петрографическим и минерало-геохимическим изучением фактического материала, сделал вывод о его принадлежности к рукотворным творениям.
Свои выводы В. И. Маничев изложил в кратком отчете о проведенном научном исследовании объекта и прислал в Краснодон.
Автор научного заключения, специалист с сорокалетним опытом работы в области осадочной геологии (изучал горные складочные сооружения Карпат, Крыма, Кавказа) делает вывод о рукотворной природе каменной кладки и относит его к разряду инженерных сооружений срубной культуры, которому не менее 3 тысяч лет.
В Подонцовье известны поселения минимум 4 культур, дотируемых от 17 до 8 века до в. в. до нашей эры. Одна из них срубная, которая относилась к бронзовому веку.
Не вдаваясь в подробности археологических понятий, так-как знания в этой области у автора статьи очень скудные, отмечу, что население со времен срубной культуры было язычниками. Признаком этой религии являются святилища.
Что такое святилище? Это места поклонения предкам и жертвоприношения и в тоже время символы – покровители реальных людей.
Основание половцами причерноморских степей началось с территории современных Донецкой и Луганской областей. Об этом свидетельствует сосредоточенность именно здесь самых ранних половецких изваяний, именуемых в народе «Каменными бабами».
Они устанавливались в святилищах, которые сооружались на вершинах курганов, поближе к небу.
Возможно, вот такими древнеславянскими святилищами было место, где находится кладбище, а наверху, где стена, постоянно горели костры, считавшиеся святыми. Их днем и ночью оберегали специальные жрецы. У костров проводились ритуальные действия, жертвенные обряды. Эта символика дошла и до наших дней в форме Вечного огня, который горит на братских могилах.
Ученые выдвигают версию, что стена служила гидрозащитным объектом, прикрывало поселение, а возможно и святилище, расположенное рядом, от воды.
Доктор исторических наук, профессор Киево-Могилянской Академии В.Б. Отрощенко, который недавно побывал в Краснодоне и внимательно изучил памятник, относит его к старинному оборонному объекту. Главное доказательство этому - наклонное положение блоков, составляющих стену. Вот так описан один из эпизодов Троянской войны в «Иллиаде» Гомера.
Трижды Менетьев сын взбегал по наклону высокой стены, дерзко отважный стреловержец и трижды его отражал, ланью своей бессмертной ударяя. Но когда он стремился 4 раз, голосом грозным упредил Феб стрелка, воскликнув: «Отпусти! Не тебе предназначен свыше град крепкодушных троян копиемразорить!»
Китайская, Троянская… Как бы ее не назвали, она является в первую очередь Краснодонской, так называемым Донбасским уникумом, который требует дополнительных исследований, как геологов, так и археологов. А это связано с привлечение не малых средств. Работа стоит того, ведь как предполагают ученые, Краснодонской «Китайской» или «Троянской» стене нет аналогов в Украине.
В случае положительного решения вопроса о отнесении Краснодонской стены к историческим памятникам, на Краснодонщине появится еще один экскурсионный объект, относящийся к древнейшей нашей истории.
Г. И. Чапанская,
Научный сотрудник музея
«Молодая Гвардия»